За Леонидом Ярмольником, отметившим не так давно 55-летний юбилей, закрепилась слава чрезвычайно везучего человека. Кино, театр, телевидение — всюду ему, кажется, благоволила фортуна и все получалось как бы само собой. Но ситуация «сказочно, как в кино», к сожалению, бывает только в кино. На самом деле Леонид Ярмольник — несомненно, человек, который сделал себя сам, часто отважно рискуя и полагаясь на собственный здоровый авантюризм.
Советские зрители заметили актера благодаря телевидению: в конце 1970-х годов в передаче «Вокруг смеха» он показал уморительно смешной номер «Цыпленок табака». Но по-настоящему ТВ вошло в жизнь Леонида Ярмольника, когда для него наступил период безработицы и безденежья. Тогда Влад Листьев предложил ему сделать собственный телепроект. А вот в кино Ярмольника поначалу вообще не брали. Когда же, наконец, стали приглашать, то исключительно на второстепенные отрицательные роли. Кстати, получались у актера негативные персонажи настолько убедительными, что из-за этого его долго не принимали в Союз кинематографистов — высокое начальство ассоциировало исполнителя с его героями. В сложные 1990-е годы, не дожидаясь предложений от режиссеров, Ярмольник сам стал продюсировать фильмы. И работами в картине Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн», и в пока так и не законченной ленте Алексея Германа «Трудно быть Богом» таки доказал, что способен играть серьезные и глубокие роли. Люди, близко знающие актера, говорят о нем как о замечательном, верном, щедром и отзывчивом товарище. Рассказывают, что даже свою уютную дачу под Москвой он построил таким образом, чтобы удобно было собирать там друзей. С журналистами, однако, артист Ярмольник не так ласков. Многие репортеры даже стараются обходить его стороной, боясь нарваться на резкость и даже грубость. Поскольку корреспондент Галина Цымбал этих опасений не разделяет, то и ее диалог с актером сложился весьма искренне и вполне миролюбиво.
— Леонид Исаакович, детство и юность вы провели во Львове. Знаю, что были в те годы заядлым велосипедистом и учились игре на аккордеоне…
— Аккордеон я, кстати, после окончания музыкальной школы так ни разу в руки и не брал. Наверное, потому, что не научился играть на нем так, чтобы этим гордиться. Что касается велосипеда, то воспоминания об этом увлечении у меня в прямом смысле на лице. Кривизной своего носа я обязан именно падению с велосипеда. Но сегодня я чаще езжу на «Мерседесе», как бы это пошло ни прозвучало. Если занимаюсь спортом, то это либо погружение с аквалангом, либо горные лыжи, либо русский бильярд. У меня профессия такая, что не дает организму физически застаиваться даже без активных тренировок.
— После школы вы уехали в Москву, поступили в Щукинское театральное училище, где до сих пор рассказывают легенду о том, как вы чуть не вынудили своего наставника, великого артиста Владимира Этуша, оставить педагогику. Что это все-таки за история была?
— Мы тогда готовили выпускной спектакль «История одной любви» и постоянно конфликтовали на репетициях. Владимир Абрамович Этуш по характеру — очень деспотичный человек. Нужно было все делать только так, как он говорит, а мне хотелось еще и чего-то другого. Я, что называется, был трудным студентом, со своим мнением. И вот он, рассердившись на меня однажды, сломал стул в зале, остановил репетицию и отправился в кабинет ректора с ультиматумом: «Или я, или Ярмольник!» Естественно, вопрос так не стоял — кто был Владимир Этуш, и кто был я? В общем, Владимир Абрамович вспылил, затем остыл, и мы продолжили работу. Между прочим, спустя много лет мы вспоминали этот эпизод со смехом и даже с ностальгией. Возможно, в спорах и заключается суть любого творчества. Я много конфликтовал — и на съемочной площадке, и в театре, но это всегда был творческий спор, и это шло только на пользу делу. Вот я недавно долго снимался, считаю, у самого лучшего кинорежиссера нашей страны — Алексея Германа. И что же? Мы с ним постоянно ссорились и ругались, если что-то не получалось.
— Окончив училище, вы оказались в знаменитом на весь мир Театре на Таганке — это что, везение или предопределенность судьбы?
— Мне трудно об этом рассуждать. Тогда, в 1976 году, казалось, что это невероятное везение. Ведь в то время Таганка была безоговорочно лучшим театром страны. От этих спектаклей кровь не бурлила — она клокотала. Меня туда приняли сразу, в другие театры я даже не показывался. Но со временем, конечно, многое переосмысливается. Моя актерская судьба на Таганке так и не сложилась. Я там ничего дельного так и не сыграл. Но зато я приобрел невероятный опыт жизни. И мне кажется, что, несмотря ни на что, я не потерял время зря. Если бы я тогда попал в другой театр, например, сатиры или Вахтангова, куда меня тоже приглашали, возможно, моя театральная судьба сложилась бы ярче. Но тогда не было бы всего того, что пережито. В 1983 году я ушел из театра на Таганке, как бы потеряв для себя театральную судьбу. Однако, может, именно это и подарило мне самостоятельность, знаете, такое «одиночество в толпе». Я всегда один. И за свое дело привык отвечать сам. Последние десять лет моей работы в кино и на телевидении — прямое тому доказательство. Мне грех жаловаться, что что-то не получилось.
— Но выходило-то все не с бухты-барахты. Взять хотя бы кино. До 1979 года, когда вы снялись у Марка Захарова в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» и у Владимира Фокина в «Сыщике», интересных предложений у вас не было. Да и в последующие несколько лет, пока вас не приметила Алла Сурикова, режиссеры использовали вас, можно сказать, однобоко, плоско, типажно…
— С Аллой Суриковой мы, что называется, родственные души. Это режиссер, с которым мы радуемся одним и тем же вещам, принимаем одни и те же ценности. Хотя могу честно сказать, ни в одну ее картину — ни в «Ищите женщину», ни в «Человек с бульвара Капуцинов», ни в «Две стрелы» — я не утверждался без проб. Всегда у меня были конкуренты, за исключением «Московских каникул».
— Ну, это естественно. Ведь там вы были и продюсером. Можно сказать, сам себе начальник.
— Да, там было изначально решено, что я буду играть главную роль. Согласитесь, что к тому времени я уже был состоявшимся артистом и не вызывал сомнений ни у Аллы, ни у автора сценария Эмиля Брагинского. А по поводу продюсера и начальника, так я им стал поневоле. В те годы, когда ни у кого не было денег, их надо было все же доставать хотя бы на тот фильм, в котором ты играешь. И так было практически со всеми остальными моими картинами в последние годы. Продюсированием я занимаюсь не профессионально, а, скорее, интуитивно. Себе доверяю больше, чем кому-либо другому. Но и за ошибки никого, кроме себя, не виню.
— На телевидении приходится работать иначе, чем в кино?
— Я вообще считаю, что телевидение не нужно нагружать мыслью и видеть в нем какое-то суперискусство. И с кино его нельзя ставить на одну планку. Телевидение – это, скорее, видеогазета. Посмотрел, скомкал и выбросил. Так что никаких высоких целей я своими телевизионными программами никогда не преследовал, а лишь стремился отвлечь и развлечь зрителя. Я вообще противник скуки и тусклости. И уныния. Не знаю, как у вас, а у нас в России телевидение больше запрограммировано на рассказ о недостатках и трагедиях. Думаю, что не нужно так уж акцентировать негативную информацию. Ведь в нашей несчастной стране есть много успешных и талантливых людей, на которых бы я и обращал внимание. Культ надо делать из счастья, а не из неудач. Пока же все наоборот. Телевидение гонит чернуху и прославляет подонков. В этом его, увы, поддерживают и другие масс-медиа. И мы все постепенно привыкаем к тому, что насилие и зло неистребимы. Наши чувства из-за этого притупляются, мы перестаем ценить те элементарные вещи, благодаря которым люди остаются людьми — верность в дружбе, любовь, заботу о близких.
— Один из ваших фильмов многозначительно называется «Перекресток»… И песня там есть про «перекресток семи дорог»…
— Я каждый день на перекрестке. Вот даже сейчас — во время интервью. Потому что вы задаете вопрос, а я как-то должен на него ответить. А искренний и прямой ответ — не всегда правильный. Но о выборе нужно помнить постоянно, даже решая простые, на первый взгляд, вопросы — что съесть, с кем быть, где переночевать, что делать.
Досье
Леонид Исаакович Ярмольник родился 22 января 1954 года в городе Гродеково Приморского края. Его мама Фаина Ярмольник — врач, а отец Исаак Ярмольник – офицер Советской Армии. Затем семья переехала на Украину, во Львов.
Литературой и театром Леонид увлекся в старших классах и даже поступил в театральную студию при Народном театре им. Ленинского комсомола. После школы поехал поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалился. Зато через год Ярмольник стал студентом знаменитой «Щуки» — Московского театрального училища им. Щукина. В студенческом общежитии он обзавелся множеством друзей, одним из самых близких был Александр Абдулов, студент ГИТИСа.
О кино Ярмольник мечтал с ранних лет, но его дебют на большом экране – в фильме «Ваши права» (1974) остался незамеченным широкой публикой.
В 1993 году он покорил телевидение – по приглашению Влада Листьева Ярмольник начал вести программу «L-клуб», а затем «Золотую лихорадку», «Отель» и «Гараж».
Леонид Ярмольник женат, его супруга Оксана – художник по театральным костюмам. У Леонида и Оксаны есть дочь Александра.
Сам о себе Леонид Ярмольник говорит без ложной скромности, в третьем лице: «Он умеет веселить публику и снимать хорошее кино, обожает своих друзей и души не чает в дочке. Он до самозабвения влюблен в бильярд и не прочь понырять с аквалангом. Он не любит говорить о политике. Он оптимист и твердо верит в свои силы. Но удивляется простым вещам». Взято с сайта Виктора Логинова.
Все это замечательно «От велосипеда до мерседеса». Но. Я хочу Леонид, поблагодарить Вас за прекрасное исполнение роли Андреева в фильме «Иван & Марья». Талантливый режиссер и постановщик, прекрасная игра всех актеров. Но Андреев — это нечто невообразимое. И вот почему. Аналитический ум, смелость, решительность, принятие неординарных решений. Создается такое ощущение, что всю жизнь Вы занимались только сыском. Создан РЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЫЩИКА-ПРОФЕССИОНАЛА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ…Нет этой дурацкой стрельбы и разбросанных трупов, о которых можно запинаться! В этом фильме я увидела образ своего супруга, он сыщик-профи по жизни. СПАСИБО ВАМ. И удачи во всем.
Поклонница Вашего таланта.
Леонид, огромное спасибо Вам за то, что выступили на митинге в защиту животных! Прошу прощения, что комментарий не по теме, просто отдельной темы, видимо, еще нет, а спасибо сказать хочется! Нельзя допустить фашизм в наши сердца и души! Еще раз — поклон и спасибо! С уважением, Любовь
Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» без Вашего участия даже трудно себе представить. Здесь роль не главная, но весьма заметная. Я узнала Леонида Ярмольника с коллекции шуточных зарисовок в том числе и «цыплёнка табака». В своё время даже принимала участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты», где показывала пантомимо, заимствованные у Вас: утюг, чайник, за что получила приз зрительских симпатий. В настоящее время хотелось бы больше смотреть фильмы с Вашим участием, нежели «Ёлки» и тому подобное.
Я хочу поблагодарить Леонида за его тираду в программе «Один в один». Интеллигентно, искренне и в лоб. Леонид — Вы солнечный. Здоровья Вам!
Здравствуйте, Леонид ! Шикарная роль в сериале «Иван & Марья» пересматриваем с женой который раз и не надоедает. Хотелось бы продолжения много много раз…несколько сезонов. СПАСИБО!!! Андреев мы Вас ждем!!!
Ярмольник — один из самых талантливых наших современников! Мы очень уважаем его творчество! Это мерседес должен гордиться, что на нем ездит Ярмольник! )
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!! ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВЬЯ, БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ РАДОСТЕЙ, ХОРОШИХ РОЛЕЙ, ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ! И ЕЩЕ ДОЛГО-ДОЛГО РАДОВАТЬ НАС СВОИМИ РАБОТАМИ!!!
Дорогой, Леонид!
С Юбилеем Вас! Хотя Вам не больше сорока (я уверена)!
Вы, очень гармоничная на мой взгляд личность.Всегда восхищалась Вами ,равно как человеком так и актером.
Спасибо Вам за Ваши роли,за Ваше умение дружить, за Вашу помощь старым актерам! Вы настоящий пример для подражания.
Незнаю, прочтете ли Вы когда-нибудь эти слова, но поверьте- я абсолютно искренна!
Желаю Вам здоровья и долголетия!!!
Ирина.Кемерово
Не нашла, где это ещё написать, но — очень жаль, что вы не победили на выборах. Когда я узнала, что вы баллотируетесь, выбор был определён. Но у нас всё как всегда…
ЗДРАВСТВУЙТЕ ЛЕОНИД!!!!Наверное я не первая кто задаёт вам такой вопрос-как так получились,что некоторое время назад ВЫ числе других российских звёзд рекламировали украинскую пирамиду по названием MMCIC???ВЫ уверяли,что являетесь вкладчиком проекта Index Top20,созданного данной компанией,скажите сейчас когда пирамида фактически «лопнула»,вернула ли данная компания вам ваши средства?
на мерсе явно покруче